svetonius
svetonius
Посмотрела недавно фильм, про который много слышала, но до которого всё никак не могла добраться. Боевик «Грань будущего». К решению скачать его и посмотреть подтолкнул отзыв одного сексиста, восхитившегося образом боевой женщины в этом фильме. Поневоле заинтересуешься на фоне ставших уже привычными негативных отзывов мужчин о героинях боевиков. Посмотрела и поняла, что ему в этом образе понравилось. То есть не поняла, конечно, а предположила – в отличие от этого товарисча я не считаю, что понимаю других лучше, чем они сами себя понимают.

Гвоздь программы тут герой Тома Круза, и сыграл он достойно, ничего не скажешь. Героиня же настолько никакая, что обидно за хорошую актрису Эмили Блант. То, что она хорошая актриса, я поняла по другим фильмам, просмотренным после этого. Да, здесь она женщина-солдат, хороший боец, ведёт себя как надо, всё вроде путём, но персонаж получился совершенно тусклый и безжизненный. Некая икона, эдакая прекрасная дама, хоть и облачённая в доспехи, но представляющая ценность лишь потому, что она прекрасная дама, которая произвела на героя неизгладимое впечатление и ради которой он готов полностью измениться и совершать подвиги. Ну и совершает. Она вроде как тоже во всём этом задействована, но её образ совершенно меркнет на фоне героя Круза. Героиня получилась картонная, не спасает даже фирменный «порочный» взгляд Эмили, придающий её привлекательности некоторую пикантность. Мы понимаем, что герой, помимо всего прочего, оказался тут влюблён по собственному желанию, и всё, что он делает, он делает не только ради всех, но и отдельно ради Риты. Для того она тут и нужна, а характера нет. Образ, икона, картинка-картонка. Актриса тут даже какая-то погасшая, и оно понятно – ей попросту нечего играть.

Вот где актрисе дали возможность сыграть характер, так это в другом недавно просмотренном мной боевике – «Безумный Макс. Дорога ярости». И актриса Шарлиз Терон этой возможностью воспользовалась. Несколько лет назад перед Новым годом в одной газете давали шуточные советы, как без особых затрат сделать новогодний костюм. Например, грязная майка и суровое выражение лица превратят вас в Брюса Уиллиса. У героини «Безумного Макса» Фуриозы и грязная майка, и стрижка почти налысо, а тяжёлый взгляд светлых глаз на тёмном от пыли лице делает его ещё суровей, чем лик Брюса Уиллиса в самые ответственные моменты. Да ещё и культя вместо левой кисти с нацепленным на неё боевым протезом. В общем, Брюс Уиллис отдыхает. Шутки шутками, а эта подчёркнутая негламурность выглядит в контексте фильма естественно. И не мешает героине быть красивой. Гораздо более привлекательной, чем те молоденькие красотки, которых она спасает, пытаясь переправить в Страну Тысячи Матерей, где они надеются найти защиту от уготованной им роли секс-рабынь и инкубаторов. Они рядом с ней как звёздочки-однодневки с обложки гламурного журнала рядом со статуей богини, изваянной античным мастером, и даже это увечье – отсутствие руки – роднит её с дошедшей до нас из глубины веков богиней. Да, Шарлиз тут просто богиня, хоть и сыграла в экранизации комикса без претензий на особую глубину. И характер создан – такими же скупыми мазками, как и пейзажи постапокалиптического мира. И отношения в течение фильма, представляющего собой погоню с небольшими передышками, развиваются естественно, убедительно и динамично – от вражды до сотрудничества и доверия, помноженного на искреннюю симпатию. Если честно, я бы хотела, чтобы сделали сиквел, дав этим отношениям дальнейшее развитие.

Однако возвращаюсь к Эмили Блант. В фильме «Петля времени», где, как и в «Грани будущего», в основе сюжета прыжки во времени с целью исправить прошлое, Эмили тоже играет женщину, которая помогает герою найти выход из тупика. Женщину, готовую до конца защищать своего странного ребёнка. Защищать мир от чудовища, в которое он может превратиться без её любви. Понимание этого и приводит героя к единственно правильному решению – разорвать петлю. Избавить мир от постаревшего, но так и не повзрослевшего пацана, желающего заполучить своё любой ценой, готового ради своей любви, якобы его изменившей, убивать всех на своём пути, включая женщин и детей, как будто можно спасти мир, разрушая его. К сожалению, многие так и «спасают» мир, ведя его к катастрофе.
Вроде бы, и здесь видим, как женщина оказывает на мужчину влияние, побуждая его измениться к лучшему, но здесь и тот и другая являются личностями самодостаточными. Героиня не прекрасная дама, вызывающая желание геройствовать, воевать за гроб Господень, ну или долго прыгать во времени, дабы потом явиться к ней в парадном костюмчике и начать знакомство с чистого листа. В последнем нет ничего плохого, но дело не в этом. Сара не икона, а личность, проявляющаяся через собственные решения и поступки, готовая нести свой крест без твёрдой веры в желаемый результат, но с надеждой на таковой. А способность Джо измениться – прежде всего его собственная заслуга. Доктор Хаус был прав примерно на 90 %, сказав, что люди не меняются. Большинство на это просто не способны. Ничем их не проймёшь – никаким образом Прекрасной Дамы и никакими аргументами, доказывающими, что их отношение к миру антигуманно. Есть люди, зацикленные на своей правоте, и они отвернутся от кого угодно, что нам многократно доказывала история. Не так уж и давно во имя идеалов, ради веры в вождя, а по сути ради доказательства своей вшивой правоты приносились в жертву друзья и родные.

И ещё. В этой устаревшей, но по-прежнему яро проповедуемой некоторыми мужчинками философии, что, мол, предназначение женщины не создавать что-то, не действовать, а вдохновлять мужчину на подвиги, творчество и пр., есть нечто непроходимо мерзкое, не менее сексистское, чем в рассуждениях о том, что её место на кухне и в спальне. Псевдоинтеллигентный такой, завуалированный вариант сексизма, отводящий женщине опять же роль не субъекта, а объекта, ценность которого лишь в том впечатлении, какое объект производит на мужчину, побуждая его действовать и создавать. Она создавать не должна – ни-ни! Не дай Бог, будет делать что-то лучше и талантливей, чем он, всё больше и больше разрушая миф о его более высоком творческом потенциале! Именно это сейчас и происходит, вызывая у особо закомплексованных самцов ярость и жгучее желание поддержать мракобесные традиции, которые пытаются укрепить в нашем обществе идеологи тоталитаризма. И не надо быть самым умным человеком, чтобы заметить, что все эти мерзости всегда идут рука об руку – авторитарность, патриархальность, сексизм, шовинизм, гомофобия, расизм, фашизм… Во всём этом так и слышится хныканье уязвлённого белого гетеросексуального самца, который по-прежнему хочет быть везде и всюду главным, но у него всё хуже и хуже это получается. Не удаётся расставить всех по тем местам, где бы они функционировали так, как ему удобно и приятно. И всё реже удаётся встретить свой женский идеал – милое, пассивное создание, сидящее у окошка в ожидании принца на белом коне или на кораблике с алыми парусами.

И все эти разговоры о том, что она, мол, тоже создаёт, просто иначе, чем мужчина, что она создаёт и изменяет окружающих своей добротой и любовью, поэтому ей нет нужды создавать что-то в науке, искусстве и прочих областях, поскольку это типа не её истинное предназначение, – лицемерная сексистская брехня. Уже хотя бы потому, что никакой добротой, любовью и этой хвалёной, но невнятной «женской мудростью» женщины ещё ни разу не спасли и не спасают мир от войн и прочих кошмаров. Всем надо быть добрыми – и мужчинам, и женщинам, так же, как все имеют право создавать. Никто не обязан быть иконой. Все имеют право быть живыми.

С детства только и слышу, что женщина вдохновляет мужчину на подвиги и создание чего-то хорошего. Ну а наоборот-то не бывает, что ли? Да навалом бывает (человек я не самый умный и ничего нового тут не открыла), только об этом почему-то не говорят. Лично меня тоже периодически вдохновляют какие-то люди. И мужчины, и женщины. Это меняет меня, и всегда к лучшему. Во всяком случае, это всегда меня чему-то учит. Как бы они ко мне ни относились. Многие из них вообще не знают и, скорее всего, никогда не узнают о моём существовании. Многие из них были бы искренне удивлены, узнав, на что они меня вдохновили, какие барьеры помогли мне сломать и к каким выйти горизонтам. Все эти люди разные, но все они личности, а не красивые иконы, даже если первое, что меня в них цепляет, – привлекательная внешность. Она как правило оказывается сигналом, указывающим на интересную личность, внешним отблеском их внутреннего мира. Их влияние на меня не отменяет их собственной способности действовать, творить, изменяя этот мир, как и моё влияние на людей (а такое тоже иногда имеет место быть) не отменяет моей собственной творческой активности.

В образе прекрасной дамы я побывала. Удовольствие так себе и то лишь поначалу. Я в этот образ не вписываюсь. Вообще, в этом лицемерном воспевании женщины как прекрасной дамы, вдохновляющей на подвиги, а самой остающейся в безмятежном покое, на самом деле нет никакой любви к женщине и никакого к ней уважения. Есть лишь стремление держать живого человека за некую функцию, помогающую кому-то другому, а именно мужчине, проявить себя. Всё тот же сексизм и поганый эгоизм, какими красивыми словами это ни прикрывай. А ещё глубокая ущербность, ибо в иконах нуждается тот, кто слишком слаб и малодушен, чтобы любить живых.

Кстати, в «Безумном Максе», когда героиня встречает своих соплеменниц, те поначалу относятся к её спутнику настороженно – он же мужчина. Хороший повод мужчинам задуматься о том, что они из себя представляют, полагая себя нашими защитниками. Где бы они ни пришли к безраздельной власти, женщины тут же оказываются в положении скота или вещи. Им тут же предлагается три «предназначения»: биоробот для вынашивания детей (иногда это сопровождается высокопарным трёпом о материнстве), подстилка (девушка по вызову или попросту секс-рабыня) и что-то вроде прекрасной дамы, икона для поклонения, ибо даже у последнего ублюдка может возникнуть желание поиграть в благородного рыцаря, поклоняющегося некоему идеалу. Когда же идеал поднадоест, можно перевести его в категорию инкубатора или подстилки, что, собственно, и делалось веками.
Это непременное желание навязать человеку какую-то роль, приписать ему некое предназначение и стараться убедить в том, что это его ИСТИННОЕ предназначение, – способ убить в человеке живую душу, превратить его в некую удобную кому-то функцию.

Не хочу ничего плохого сказать об известной героине Грина. Ассоль органично вписывается в хоронотоп данного литературного произведения, но отнюдь не в контекст нашей реальности. И если есть те, кто жалеет, что таких девушек почти не осталось, то лично я могу только этому порадоваться, ибо знаю, кому удобны такие вот безмятежные милашки, ждущие у окна кораблик с алыми парусами. Подкати к ней на белом коне или мерседесе, или на яхте с парусами хоть алыми, хоть серо-буро-малиновыми – цветные тряпки в эпоху развитой промышленности не проблема, и порядок. А дальше пусть ест всё, что ей дают. И терпит то, что ей не понравится. Например, если её принц направит свой хрен под алыми (голубыми, зелёными...) парусами к окошку более свежей красотки. А у этой уже дети, обязательства, привычка к комфорту, а сама делать ничего не умеет, ибо уверовала, что её предназначение не творить и действовать, а быть милой идиоткой, ждущей у окна прынца. Ну ждала и дождалась. Получай. Да слава Богу, что таких дур сейчас почти не осталось.

Ни в коем случае не хотела бы убить в девчонках веру в прекрасных принцев, искреннюю любовь, в мечту и пр. Всё это замечательно, но мечты не мешают нам быть в этой жизни действующими лицами. Это куда интересней, чем быть милым личиком в оконной раме. Надо жить, а не ждать. Как там пела одна мудрая черепаха? «Будь весёлым, дерзким, шумным. Драться надо – так дерись! Никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад…» В общем, живи, действуй, твори, ошибайся… греши, наконец, – мы люди, а не ангелы. Тем легче будет разобраться, где настоящий принц, а где фальшивка. Вот героиня фильма «Меняющие реальность» поняла. Тут тоже Эмили Блант играет. Раз уж взялась за неё, то решила побольше фильмов с ней посмотреть. Замечательный фильм, и как я раньше его пропустила. До сих пор перед глазами эти двое, бегущие сквозь лабиринт пространств, наперекор судьбе, предназначению, которое выбрали для них другие, потому что они из тех, кто выбирает сам. И вера в любимого человека тут не слепая вера, а то выстраданное, к чему приходит человек, который не боится рисковать, не боится боли. Не боится жить.

Жажду жизни видишь и в юных героинях фильма «Моё лето любви». Это не боевик, а драма, причём арт-хаус. Гомофобам не рекомендуется. Вообще-то гомофобы мужского пола порой очень даже не против поглазеть на лесбийский секс, но в этом фильме лесбийская тема дана весьма деликатно и не она тут главная.
Две шестнадцатилетние девушки. Одна – сирота из социальных низов, живущая в бывшем пабе с братом, который, выйдя из тюрьмы, ударился в религию. Девчонка-сорняк, которая ездит на мотоцикле без мотора и спит с каким-то козлом – не то от скуки, не то из любопытства, не то пытаясь вытеснить горечь одиночества и пустоту хоть какими-то острыми ощущениями. Вторая – культурное растение, выросшее на дворцовой клумбе. Богатое семейство, где каждый живёт своей тайной жизнью, роскошный особняк, верховые прогулки, виолончель, играя на которой, она выглядит столь возвышенно и едва ли не трагично. Одинокая принцесса… В общем, встретились два одиночества. Интересная история с неожиданным концом. Хотя не таким уж и неожиданным, если смотреть внимательно. Обе актрисы – и Эмили Блант, и Натали Пресс – сыграли замечательно. Пэдди Консидайн тоже хорош в роли брата Моны. В общем, отличная молодёжная психологическая драма, более жёсткий и реалистичный вариант «Ста дней после детства».

Вот так, заинтересовалась Эмили Блант, увидев её в неважном (ИМХО) фильме, и посмотрела три хороших фильма с её участием. Говоря про её «порочный» взгляд, разумеется, не имею в виду какую-то там её порочность. Думаю, дело тут в строении её глаз или век… Анатомическая особенность, придающая взгляду некую двусмысленность, на чём актриса умеет играть, когда надо. Да она и вообще умеет играть, если есть что.


В последнее время, садясь писать продолжение повести, пишу что угодно, только не продолжение повести. С повестью застряла, а поскольку садишься с настроем писать, начинаешь рассуждать по всякому поводу и без. Ещё чего доброго, фанфик по одному сериалу писать возьмусь. По ЗВ так и не написала. Крутилось что-то в голове, но другая работа перебила. Теперь уже это отошло и явно не состоится, но сейчас герои другого сериала из головы не выходят. Другое дело, что сюжета про них нет, да и, честно говоря, не надо бы на это время тратить. У меня же его не столько, сколько у героини повести, которую всё не могу дописать.

@темы: Фильмы и сериалы, Разные мысли